Публикуем часть обзора AI (ред. — ARTinvestment.RU), посвященный аукционным успехам русского искусства за прошедший год внутри страны. В 2021 году и внутренний, и международный рынок русского искусства практически вернулись к показателям допандемийного 2019 года.
Игроки рынка приспособились к новым условиям ведения бизнеса — всё больше дорогих лотов продается и покупается онлайн.
В 2021 году российский арт-рынок достиг впечатляющего оборота $11,65 млн. Этот результат на 18% больше, чем в 2020 году и, как уже было сказано, практически выходит на один уровень с показателем до пандемии, в котором объем продаж составил $11,8 млн.
В 2021 году аукционных домов, продающих русское изобразительное искусство, стало на три больше, и совместно за год они провели 190 аукционов — на 17% больше, чем в 2020-м. При этом игроки рынка уделяли большее внимание качеству предлагаемых работ, нежели их количеству. Общее число выставленных лотов сократилось на 22% по сравнению с 2020 годом и на 34% по сравнению с 2019-м. Снижалась и доля проданных лотов: с 57% в 2020-м до 51% в 2021 году. Однако в итоге более внимательный подход к отбору лотов продавцами искусства и большая избирательность покупателей не только увеличили общий оборот российского рынка искусства, но и подняли среднюю стоимость проданных лотов на 71% — с $1,07 тыс. до $1,83 тыс. По этому показателю 2021 год превзошел даже 2019-й, в котором средняя цена проданного лота была $1,16 тыс.
В 2021 году AI Аукцион стал лидером среди российских аукционов по объемам продаж: его доля в общем обороте российского арт-рынка достигла 38%. Второе место занял аукционный дом Vladey — и вместе два ведущих аукционных дома России обеспечили 59% оборота всех 15 игроков публичного рынка и продали 15% от общего числа работ, ушедших с торгов на российском арт-рынке в прошедшем году.