Как покупать современную живопись? Советы от искусствоведа.

Советы от искусствоведа

Как покупать современную живопись в новых реалиях?

Чтобы живопись не только не разочаровала вас и порадовала своей долговечностью, но и принесла инвестиционный доход в будущем, соблюдайте 4 базовых правила.

Правило первое: покупайте безусловно только качественную живопись, где под качеством прежде всего считается ее материальное-техническое исполнение. Старайтесь приобретать живопись, выполненную масляными красками и на холсте из длинноволокнистого льна. Длинноволокнистый холст и классическое масло имеет 5-ти вековую историю и зарекомендовало с самой надежной стороны. Акриловую, акварельную, темперную живопись и, тем более, на не холстяных основах приобретайте только после дополнительных консультаций со специалистами и соответствующих проверок.

Правило второе: не покупайте «слабые» работы именитых художников, отдавая предпочтение качественным работам художников менее именитых. Имя художника становится вторичным.

Постойте? – спросите вы, – ведь имя художника всегда являлась главным ориентиром в цене!? Являлось, но эти времена прошли, хотя многие до сих пор не могут принять новые реалии. Ширпотребу от именитых авторов в будущем места нет. Как инвестиционный актив – это пустышка. Сейчас в приоритете «качественная сила» самой работы, нежели ее автор.

Правило третье: избегайте работ художников, которые пишут «ради куска хлеба». Дешевая живопись долго не проживет – она недолговечная априори. Некачественную работу еще можно продать дорого, обманув при этом покупателя, а вот качественную работу дешево не продашь никогда. Цена в данном случае гарантированно отсекает от такого рода риска.

Правило четвертое: не бойтесь приобретать работы художников, копирующих уже известные мотивы других художников. Стилистическое подражание утратило свой негативный эффект, как это было ранее. Арт-рынок не раз сталкивался с ситуациями, когда работы художников-подражателей превосходили работы художников-пионеров. Авторские права на стиль перестали быть исключительными.

Как правильно формировать коллекцию живописи?

Большинство покупателей живописи в той или иной степени коллекционеры. Кто такой коллекционер? Это человек, который приобретает живопись многократно. Существуют разные типы коллекционеров – первые приобретают со смыслом, вторые по интересу, третьи для инвестиций, четвертые для удовольствия…

Но для всех таких покупателей характерно одно: они не могут жить без периодического приобретения новой живописи. Такие люди не в состоянии насытиться какой-то одной работой и рано или поздно и приобретают еще, еще и еще. Приобретение живописи и тем более ее коллекционирование достаточно непростое занятие, требующее множества разных знаний.

Чтобы ваша серия или коллекция живописи росла в цене, а вы никогда не теряли к ней интереса, соблюдайте 5 базовых правил:

1) Не покупайте живопись на эмоциях и тем более в спешке. Обязательно узнайте о картине максимально информации. Любые инвестиции требуют подключение «разума» – и приобретении живописи тут не исключение.

2) Никогда не продавайте центральные работы своей коллекции, какие бы деньги вам не предлагали. Без них ваша коллекция может «завянуть». Для таких работ важно не столько их приобретение, сколько сохранение. История знает немало примеров, когда коллекционеры продавали «изюминки» своих коллекции, после чего они (коллекции) разрушались.

3) Старайтесь избавиться от самых некачественных картин в коллекции. Она станет от этого только лучше. Некачественная работа – этот как гадкий утенок или ложка дёгтя, а ее наличие способно сильно снизить эффект от всех остальных работ.

4) Покупаете работы со смыслом. Коллекция живописи – это не набор случайных картин. Каждый работа должна иметь свое место среди других, иначе ее ценность снизится.

Безусловно существует и такие картины, которые не имеют своего места в текущей коллекции, но создают его с нуля своим влиянием. Такие работы принято считать фундаментальными, они способны образовать свою отдельную коллекцию или коллекцию в коллекции.

5) Меняйте картины в коллекции местами. Живописная коллекция – это театральная труппа, роли в которой нужно передавать время от времени разным актерам.

Подобная ротация позволяет периодически обновлять взгляд и рождать важные идеи для приобретения новых работ. Помните, как с советские времена люди часто занимались перестановкой мебели – это позволяло оживить интерьер без необходимости в покупке новой или ремонте. Так и в коллекции обязательно должно быть «движение».

Автор: Борис Гройс – профессор философии
и теории искусства, искусствовед.
Бизнес-журнал.