Арт-кластер НИИДАР сносят ради ЖК

НИИДАР — самый большой и шумный арт-кластер Москвы, который прямо сейчас уходит в архивы истории. С 2016 года в зданиях советского института на «Преображенской площади» тусовались дизайнеры, художники, танцоры, кришнаиты, скульпторы, парикмахеры и кто только не. Многие из них прямо тут и жили — не совсем легально, но это устраивало всех участников сделки. Еще бы, за 30 с лишним тысяч в одной станции от кольца можно было снимать комнату с четырехметровыми потолками (это позволяло, например, построить второй этаж в своей комнате).

Бывший НИИ дальней радиосвязи начал превращаться в арт-кластер, когда в полупустующий комплекс зданий перебралась галерея «Электрозавод» — после того, как на прежнем месте ужесточили условия аренды. Вслед за ней сюда стали подтягиваться другие артисты.

Судьба НИИДАР типична для любого artist-run space — так называют выставочные пространства и мастерские, которыми руководят художники. Такие некоммерческие арт-кластеры недолговечны. Как только художники заезжают на очередной завод, низкая поначалу арендная плата растет — снимать мастерские становится невыгодно. А иногда здание и вовсе отдают под застройку, как в случае с НИИДАР.

Корпуса НИИ начнут сносить в декабре, чтобы построить здесь жилой комплекс. Арендаторы должны были покинуть здание в первую неделю ноября. Мы сходили к ним за несколько дней до переезда, чтобы узнать, что дало им это место, куда они переедут и почему кто-то из них даже рад сносу.

Юлия Яриновская
парикмахер

Когда я заезжала, мне сразу говорили, что все снесут через год. Я тогда решила, что мне не будет жалко, а сейчас жалко — не того, что я здесь делала, а той коммуникации, что тут была. В Москве больше нет такого места, где все можно сделать внутри одного помещения: помолиться, потанцевать или сдать на права.

Чем-то похож «Флакон», где есть комьюнити, но они там все одинаковые. А здесь и андеграунд, и чики на дорогих тачках, и 60-летние мужики, которые приезжают снимать кино. Тут был самый большой хромакей в Москве.

Нет ни одного места, сочетающего так много разных профессий. Я здесь очень многому научилась. Вот однажды с кем-то затусила, и меня научили шить одежду — стала в парикмахерской еще и вещи продавать.

Я заехала в НИИДАР семь лет назад, когда только начали все это сдавать. Тут жили какие-то христиане, хиппи — в общем, лютый андеграунд. Я сразу поняла, что тут моя аудитория. Мы встречали рассвет на крышах, жарили шашлыки, лазили по заброшенным помещениям — было весело.

Клиенты шутили, что у меня около центра квартира, еще и со стеклянной дверью. Полы сама стелила, электричество переделывала, сделала душевую кабину, бетоном залила туалет. За семь лет был переделан каждый кусочек в этом помещении. Какое-то время я жила тут, но потом сняла квартиру, а здесь осталась работать. Но у меня с тех пор есть душ, кухня, туалет.

Мы уже нашли на «Бауманской» помещение на 10 тысяч дороже. Но вообще переезд для меня не стал драмой — жалко, а что я сделаю? Сама я бы не съехала, и, честно говоря, тут прикольно и клево в 25-35 лет, но не хотелось бы оказаться здесь в 40.

Истории других резидентов можно почитать на the-village.ru