Таинственная плесень на стене

Современное искусство – это вам не «Утро в сосновом бору» Шишкина и даже не «Чёрный квадрат» Малевича, его далеко не каждый поймёт. Да что уж там, его не каждый распознает. Стоит на выставке забор с нецензурным словом и не известно ещё, хулиганство это или экспонат.

Знаменитый теоретик искусства Эрнст Гомбрих высказывал мнение, что корректно определить художественную ценность какого-либо произведения можно лишь спустя 50 лет после его создания, а до того даже профессиональный искусствовед может ошибаться. Куда уж там простым любителям прекрасного, когда далеко не каждый знает, что «Утро в сосновом бору» написано Шишкиным совместно с Константином Савицким, а «Чёрных супрематических квадратов» у Малевича, как минимум, четыре, не считая ещё красного и белого, причём первый из чёрных долгое время висел в Третьяковской галерее вверх ногами.

К современному искусству зачастую относятся с недоумением, с пренебрежением, со снисхождением или даже с усмешкой. Это нормально. Не к сожалению и не к счастью, просто нормально. Творческая мысль настоящего художника и должна лететь впереди других. Привычные и знакомые большинству людей культура и искусство – это хвост кометы настоящего художника. Мы в хвосте порой просто не можем представить себе, какой космос открывается перед глазами авангардного творца. Но ведь это не значит, что не должны даже пытаться представить. Тем более, что художник изо всех сил стремится этот свой космический взгляд передать в форме своих работ. Приди и смотри.

2 сентября во Дворце культуры Российского университета транспорта прошло торжественное открытие арт-кластера, предварительно названного «Домом художника». Да, гостей было не много. Да, ещё не все этажи работают. И да, не все из работающих помещений до конца отремонтированы. Но «когда б вы знали, из какого сора»… Великие произведения искусства уже очень давно рождаются не только и не столько в академических мастерских. Дворец культуры РУТ (МИИТ) открыл абсолютно уникальное арт-пространство. Ничего подобного в других вузах Москвы просто нет. И пока выпускники нашего университета строят пути земные и бороздят физические пространства, учащиеся и сотрудники могут свободно приобщиться к прокладыванию дорог вечности и постараться охватить космические объёмы духа. Описывать здесь экспозиции и мастерские не имеет смысла. Это как раз тот случай, когда надо хотя бы один раз увидеть. Но одна из работ содержит в себе фразу, которая отлично характеризует и культурную значимость, и авангардное направление, и качественное содержание, и сам старт работы арт-кластера: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Огонь!»

Оставьте комментарий